Петропавловская кирха . Первая деревянная лютеранская церковь (кирха Петра ) на территории Германской колонии была освящена в 1832 г. (перестроена из старого складского помещения). Петропавловская кирха построена в 1877-1881 годах на углу ул. Кобеляцкой ( теперь ул. Фрунзе) и Монастырской по проекту архитектора С. Г. Григораша в псевдоготическом стиле (первоначальный проект – архитектора Б.Г. Михайловского ).
Каменная, прямоугольная в плане ( 27 х 17 аршин в середине ), однонефная с восьмиугольной апсидой. Главный фасад венчала палаточная колокольня ( колокол весил 34 пуда ). Богослужение совершалось в сопровождении органной музыки. В 1932 г. закрыта, в 1933 году разобрана.
Краткий обзор истории происхождения Полтавского лютеранского
прихода и первой и второй его церквей.
Лютеране, жившие рассеянно в окрестностях Полтавы, могли исполнять свои духовные требы лишь со времени воспоследования Высочайшего указа от 16 ноября 1767 г. в царствование Императрицы Екатерины II-й, когда государственная коллегия юстиции лифляндских, эстляндских и финляндских дел организовала для всей империи, согласно тогда существовавшему распределению русской армии и государства на 7 дивизий и дивизионных округов, — 7 евангелическо-лютеранских должностей дивизионных проповедников, между которыми числилась и должность дивизионного проповедника для Украины. Эти дивизионные проповедники, которые даже тогда, когда упомянутое войсковое распределение было отменено, обязаны были навещать бывшие большие дивизионные округа для исполнения духовных треб над воинскими чинами лютеранского исповедания расположенных в этих войсках, и были принуждены, как прежде, так и теперь исполнять духовные требы также над лютеранами, жившими рассеянно в этих округах, если они не имели особого своего духовника.
Первым дивизионным проповедником для Украины был назначен 8 марта 1768 г. прусский подданный Христиан Вебер, который, будучи назначен правительством в 1803 году пробстом **), занимал эту должность до его смерти 9 октября 1809 года. В качестве дивизионного проповедника, которые тогда были и полковыми священниками, он, вскоре после назначения, сопутствуя украинскому воинскому отряду, участвовал в походе против турок, по окончании которого, вследствие дружественных отношений с некоторыми жившими вблизи помещиками, избрал себе для своего места жительства Полтаву, которая тогда была еще незначительным городком.
**) Пробст — председательствующий; игумен; протоиерей.
Прихода, даже самого маленького, какие тогда были в Кременчуге, Харькове и Лубнах, в Полтаве еще не было. Для тех немногих, не более 5—6 здесь живших лютеран, он совершал богослужение в одной из комнат собственного его дома. Из Полтавы же он и объезжал Украину, для совершения духовных треб над воинскими чинами, так и над рассеянно в ней жившими лютеранами. Вследствие его 30-ти летнего пребывания в Полтаве и сложилось, что украинский дивизионный проповедник впоследствии ошибочно назывался дивизионный проповедник “в Полтаве”, или “Полтавский”. Лишь перед самой смертью пробста и дивизионного проповедника Вебера (1809 г.) случились, что вследствие воззвания русского правительства, несколько более шестидесяти из Пруссии и Саксонии переселившихся семейств суконных фабрикантов поселилось в Полтаве и Константинограде, где их колонии составляли особые городские участки. Несколько семейств прибыло также и в Кременчуг. Таким образом явился здесь, в Полтаве и Константинограде, в обратном порядке приход к проповеднику.
После дивизионного проповедника Вебера следовал назначенный указом военного министерства от 8 апреля 1810 года дивизионным проповедником Карл-Август Леммер, рожд. в Плауэне, в саксонской местнической земле. Леммер также избрал себе местом жительства Полтаву. Он нашел здесь, кроме колоний суконных фабрикантов, еще несколько немецких фамилий и шесть холостых лиц. Вскоре после его вступления в должность, последовало разделение прихода на старый, или городской, и новый, колонийский, или главный приход, и был образован церковный совет, состоявший из двух церковных старшин со стороны колонийского прихода. Богослужения совершались в красивой, большой молитвенной зале казенного здания, в котором жил пастор, после же, с осени 1811 г., — в комнате собственного пастора Леммера (впоследствии “Багреевскаго”) дома, за что пастор получал плату из церковной кассы.
Во время наступившей, за выходом пастора Леммера в отставку (август 1818 г.), вакансии проповедника, пользовались для богослужения комнатой в доме церковного старшины Фаренкруга в городе. Эту вакансию дивизионного проповедника занял пастор Франц Август Флитнер, бывший проповедником в колонии Медведица, в Саратовской губернии, рожд. 1763 г. в саксонском городе Дюбен, который был утвержден в должности в начале в 1821 года. Так как с течением времени комната для богослужения в занимавшем пастором Флитнером общественном доме оказалась малой, а магазинное здание, не представлявшее достаточной защиты от дождя и холода, для этой цели также было не пригодно, то осенью 1823 г. был в колонии нанят дом вдовы Цейшнер, и в нем устроен молитвенный зал. Когда же и это помещение сделалось недостаточным для богослужения, то, пользуясь наличными деньгами от прежних сборов пожертвований, составлявших к 1-му января 1830 г. с процентами сумму в 2610 рублей ассигнациями, и взятыми еще годными материалами из вышеупомянутого старого, подаренного обществу Императором Александром I-м магазинного здания, было приступлено, весною 1830 г., к постройке этой первой церкви. 25 июня 1830 г., во время празднества 3-го столетия передачи Аугсбурского вероисповедания *), была сделана, при всеобщем участии полтавской публики, местным проповедником пастором Дикгоф, генерал-губернатором Н. Г. Репниным и губернатором П. И. Могилевским, в присутствии многих других высокопоставленных лиц, закладка этой церкви. 25 июня 1832 г., в день рождения Государя Императора Николая I-го и годовщину передачи Аугсбургского вероисповедания, церковь была торжественно освящена пасторами — Дикгоф, Розенштраух и Штейман, под именем “церковь св. Петра”, и передана по назначению. В этой церкви в продолжение почти 50 лет проповедовалось слово Божье и совершались душеспасительные таинства. Однако давно уже чувствовалась необходимость в постройке новой церкви, так как старая деревянная церковь, вследствие сквозняка и холода, уже редко кем-либо посещалась. Но так как для этого не доставало денежных средств, то председатели церковного совета барон Е. П. Врангель, почтмейстер Мензенкампф и доктор медицины К. Э. Циммерман в продолжение многих лет, посредством концертов и лотерей, собрали капитал в 5000 рублей, который до 1868 г. достиг 7000 руб. В том же 1868 году на одном из собраний прихода было решено построить новую каменную церковь, а именно позади присутственных мест, на мест, подаренном, по ходатайству губернатора М. А. Мартынова, городом лютеранскому приходу, для чего был составлен предварительный план со сметой, для представления такового в высшую инстанцию на утверждение.
*) Аугсбургское, или августинское вероисповедание важнейшее в евангелическо-лютеранской церкви письменное изложение вероисповедания, составленное на немецком и латинском яз. Филиппом Меланхтоном (1497— 1560), при помощи Мартына Лютера (1483—1545) и других евангел. теологов, и представленное имперскому сейму в Аугсбурге в 1530 г (главный город Швабского и Нейбургского округов в Баварии (Германия).
Начавшаяся же между тем постройка Харьково-Николаевской жел. дороги повлекла за собой значительное вздорожание всех строительных материалов, а также и рабочих сил, что принудило постройку опять отложить на неопределенное время. Так протекло несколько лет, в течение которых, не упуская из виду намеченную цель, прилагалось все старание, чтобы увеличить строительный капитал, который до 1876 года от процентов и даров, главным образом, от Ее Императорского Высочества Великой Княгини Елены Павловны, от купца Горвица и от значительного вспомоществования со стороны Высочайше утвержденной вспомогательной кассы для евангелическо-лютеранских приходов России, достиг суммы в 12000 руб.
Теперь, когда, с одной стороны, наступили более благоприятные по времени обстоятельства, с другой же оказалось на лицо более чем 2/3 законом требуемой для постройки суммы, — и было приступлено к выполнению сделанного уже в 1868 г. постановления. Основываясь на прежний, изготовленный архитектором Б. Г. Михайловским, строительный план, тогдашний губернский архитектор С. Г. Григораш, рассмотрению которого подлежал этот строительный план и предложил выработать, с некоторыми изменениями, более дешевый план, а также и саму постройку церкви принять на себя, каковое предложение церковный совет, уже в виду значительно меньших по сооружение расходов, отклонить не мог.
На состоявшемся, 13 февраля 1877 г., собрании прихода, которому был предъявлен переделанный С. Г. Григорашем план, церковный совет единогласно был уполномочен взять в свое ведение все дело по постройке, при чем собрание изъявило согласие на принятие и выполнение этого плана. После последовавшего министерского утверждения этого плана, 12 июля того года был совершен местным проповедником торжественный акт закладки, в присутствии многих членов прихода и лиц православной церкви, на месте, подаренном уже 8 лет тому назад городской управой, для постройки лютеранской церкви. На сказанную при этой закладе по-русски, председателем церковного совета доктором медицины Э. Ф. Мейером сердечную благодарственную речь, за добросердечие нашему приходу в центре города уделенное место для постройки церкви, ответил известный педагог С. П. Стеблин-Каменский, с пожеланием, чтобы Полтавский евангелическо-лютеранский приход довел благополучно свое предприятие до конца, и чтобы внуки и правнуки молились в этом храме. На мест закладки, помимо нескольких медных и серебряных монет разного достоинства, была положена медная доска с награвированными на ней именами царствовавшего Государя Императора, вице-президента евангелическо-лютеранской генеральной консистории, приходского проповедника, членов церковного совета и архитектора.
Тотчас, по закладке, деятельно приступлено было к постройке церкви, так что, при вступлении проповедника Адама Штрауса в эту приходскую должность, в ноябре 1877 года, она была уже вчерне окончена. Но не смотря на то, что усердие церковного совета ничуть не ослабевало, напротив, его деятельность и готовность к пожертвованиям (на одном заседании им пожертвовано до 1000 р.) заслуживает особенной похвалы, — все таки, вследствие медлительности, ненадежности и непостоянства рабочих, а также и по причине медлительных переговоров на счет органа и других задержавших обстоятельств, — протекло до совершенного окончания постройки церкви 4 года.
По плану церковь представляет продолговатый четырехугольник, приблизительно в два квадрата с восьмиугольной отстройкой алтарной ниши, вокруг которой идет восьмиугольный ход, служащий ризницей. У фасада церкви возвышается над входом красивая, стройная готическая колокольня. Размеры внутреннего помещения храма, следующие: длина — 27, ширина — 17 и вышина 15 аршин. Расходы по постройке составляют с органом (с транспортом и постановкой 2000 р.) и колоколом (34 пуда в 625 руб.) включительно 21000 р., до каковой суммы тогдашний наличный строительный капитал возрос путем значительных пожертвований: членами церковного совета и прихода и даров Ее Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Михайловны, вспомоществования вспомогательной кассы в 1000 руб. и, наконец, продажи находившегося в так называемой колонии и сделавшегося свободным старого церковного двора с постройками на нем, так что в настоящее время на церкви никаких долгов не имеется.
Наконец, 1-го ноября 1881 года совершено было торжественное освящение вновь выстроенной евангелическо-лютеранской церкви св. Петра и Павла.